Закон Калининградской области от 30.06.2025 N 455 "О профилактике правонарушений в Калининградской области"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О профилактике правонарушений в Калининградской области
(Принят Законодательным Собранием Калининградской области
(седьмого созыва) 19 июня 2025 года)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и другими федеральными законами регулирует общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Калининградской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются понятия, установленные Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Калининградской области в сфере профилактики правонарушений
1. Законодательное Собрание Калининградской области:
1) принимает законы Калининградской области, регулирующие отношения в сфере профилактики правонарушений;
2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Калининградской области в сфере профилактики правонарушений;
3) осуществляет иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
2. Правительство Калининградской области:
1) разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территории Калининградской области;
2) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов Калининградской области в сфере профилактики правонарушений;
3) определяет исполнительные органы Калининградской области, осуществляющие полномочия в сфере профилактики правонарушений;
4) осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений на территории Калининградской области в пределах своей компетенции;
5) при принятии государственных программ (подпрограмм) Калининградской области предусматривает мероприятия в сфере профилактики правонарушений;
6) формирует расходы областного бюджета на реализацию мероприятий по профилактике правонарушений;
7) создает региональный координационный орган в сфере профилактики правонарушений, определяет порядок его деятельности;
8) осуществляет иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
3. Исполнительные органы Калининградской области в пределах своей компетенции:
1) участвуют в реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений на территории Калининградской области;
2) при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Калининградской области предусматривают мероприятия в сфере профилактики правонарушений;
3) участвуют в подготовке и реализации нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;
4) организуют в пределах своей компетенции мероприятия по социальной адаптации, а также мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации;
5) осуществляют правовое просвещение и правовое информирование в сфере профилактики правонарушений;
6) проводят мероприятия по пропаганде и формированию здорового образа жизни, в том числе негативного отношения к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблению табака, никотинсодержащей продукции, немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
7) организуют предоставление лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами Калининградской области;
8) осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
9) осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территории Калининградской области при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области;
10) осуществляют иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 4. Мониторинг в сфере профилактики правонарушений
Мониторинг в сфере профилактики правонарушений проводится субъектами профилактики правонарушений в пределах их компетенции.
Порядок проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Участие граждан, организаций в профилактике правонарушений
1. Граждане на добровольной основе могут участвовать в профилактике правонарушений в индивидуальной и коллективной формах.
2. Формы участия граждан в профилактике правонарушений:
1) правовое просвещение и правовое информирование;
2) содействие правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений;
3) деятельность общественных объединений, уставные цели и задачи которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
4) деятельность добровольных формирований граждан по обеспечению правопорядка (народные дружины);
5) деятельность органов общественной самодеятельности по профилактике правонарушений;
6) деятельность общественных объединений обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, в том числе студенческих отрядов;
7) иные формы участия граждан в профилактике правонарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
3. Общественные объединения, уставные цели и задачи которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок создания, правовой статус и организация деятельности народных дружин определяются Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.
5. Организации принимают участие в профилактике правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Органы общественной самодеятельности по профилактике правонарушений
1. Граждане на добровольной основе могут создавать органы общественной самодеятельности по профилактике правонарушений по месту жительства, работы в порядке, установленном Федеральным законом «Об общественных объединениях».
2. Основными направлениями деятельности органов общественной самодеятельности по профилактике правонарушений могут являться:
1) содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в реализации мер по охране общественного порядка, в том числе в организации и проведении на соответствующей территории рейдов, патрулирования, дежурств;
2) участие совместно с органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, другими субъектами системы профилактики правонарушений в работе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений;
3) оказание помощи органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в осуществлении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их родителей;
4) участие в проведении мероприятий, направленных на борьбу с алкоголизмом, незаконным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, наркоманией, токсикоманией, курением;
5) правовое просвещение и правовое информирование.
Статья 7. Взаимодействие субъектов профилактики правонарушений, координация деятельности по профилактике правонарушений
1. Взаимодействие субъектов профилактики правонарушений осуществляется в следующих формах:
1) планирование и реализация совместных мероприятий;
2) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий;
3) совместное обсуждение и анализ деятельности в сфере профилактики правонарушений и иных антиобщественных действий;
4) иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
2. В целях обеспечения согласованных действий субъектов профилактики правонарушений в сфере обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, профилактики правонарушений на территории Калининградской области Правительством Калининградской области создается координационный орган в сфере профилактики правонарушений.
Статья 8. Правовое просвещение и правовое информирование
1. Правовое просвещение и правовое информирование представляет собой систематическую деятельность субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, по повышению уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемую в пределах компетенции этих органов (организаций).
2. Правовое просвещение и правовое информирование осуществляется:
1) в форме проведения конференций, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики правонарушений, в том числе в коллективах и по месту жительства граждан;
2) в форме размещения (распространения) информации, направленной на формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни граждан, в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений и иных организаций;
3) в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 9. Профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Органы государственной власти Калининградской области, уполномоченные на осуществление соответствующих мероприятий, в пределах своей компетенции при взаимодействии с иными субъектами профилактики правонарушений осуществляют профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, посредством:
1) осуществления мониторинга наркоситуации в Калининградской области;
2) разработки, утверждения и реализации государственных программ Калининградской области, направленных на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании;
3) раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
4) гарантированного оказания больным наркоманией и токсикоманией помощи, включающей консультирование, диагностику, лечение в амбулаторных и стационарных условиях, медицинскую и социальную реабилитацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области;
5) внедрения новых методов и средств лечения, а также медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией и токсикоманией;
6) поддержки, социальной реабилитации и социальной адаптации граждан, добровольно обратившихся в медицинские организации для лечения в связи с немедицинским потреблением наркотических средств;
7) формирования негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, в том числе проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотических средств и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения информационной политики в средствах массовой информации;
8) организации и проведения профилактических мероприятий с гражданами из групп риска немедицинского потребления наркотических средств;
9) принятия иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 10. Профилактика алкоголизма и правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
Органы государственной власти Калининградской области, уполномоченные на осуществление соответствующих мероприятий, в пределах своей компетенции при взаимодействии с иными субъектами профилактики правонарушений осуществляют профилактику алкоголизма и правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, посредством:
1) организации мониторинга потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) совершенствования и развития организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной и спиртосодержащей продукцией, и больным алкоголизмом;
3) раннего выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем;
4) антиалкогольной пропаганды, направленной на формирование здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп, негативного отношения к злоупотреблению алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
5) установления ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) поддержки некоммерческих организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
7) принятия иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 11. Профилактика правонарушений в сфере экологической безопасности и природопользования
Органы государственной власти Калининградской области, уполномоченные на осуществление соответствующих мероприятий, в пределах своей компетенции при взаимодействии с иными субъектами профилактики правонарушений осуществляют профилактику правонарушений в сфере экологической безопасности и природопользования посредством принятия мер, направленных на:
1) стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств;
2) уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах;
3) развитие мощностей и технологий очистки выбросов в атмосферный воздух, промышленных и городских сточных вод;
4) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем;
5) снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования;
6) предотвращение деградации земель и снижение плодородия почв, рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, экологическая реабилитация территорий;
7) предотвращение загрязнения окружающей среды заносимыми с территорий других государств загрязняющими веществами (в том числе радиоактивными веществами) и микроорганизмами;
8) развитие системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами;
9) осуществление иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 12. Профилактика правонарушений в сфере дорожного движения
Органы государственной власти Калининградской области, уполномоченные на осуществление соответствующих мероприятий, в пределах своей компетенции при взаимодействии с иными субъектами профилактики правонарушений осуществляют профилактику правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения посредством:
1) разработки и реализации мероприятий в рамках государственных программ Калининградской области;
2) разработки и осуществления мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий на дорогах регионального значения, созданию условий для безаварийной работы транспорта по межмуниципальным и пригородным маршрутам;
3) выявления и устранения причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий на дорогах регионального значения;
4) совершенствования организации дорожного движения по региональным автомобильным дорогам;
5) организации и осуществления пропаганды безопасности дорожного движения;
6) принятия иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 13. Профилактика правонарушений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Органы государственной власти Калининградской области, уполномоченные на осуществление соответствующих мероприятий, в пределах своей компетенции при взаимодействии с иными субъектами профилактики правонарушений осуществляют профилактику правонарушений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, посредством:
1) формирования безопасной среды оборота достоверной информации, повышения защищенности информационной инфраструктуры Калининградской области и устойчивости ее функционирования;
2) развития системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз;
3) предотвращения деструктивного информационно-технического воздействия на областные информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры Калининградской области;
4) создания условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
5) снижения до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшения количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных;
6) обеспечения защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий;
7) совершенствования средств и методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий;
8) повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан в сфере применения информационно-телекоммуникационных технологий;
9) принятия иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Статья 14. Финансовое обеспечение реализации полномочий органов государственной власти Калининградской области в сфере профилактики правонарушений
Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Калининградской области полномочий в сфере профилактики правонарушений, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Губернатор
Калининградской области А.С.Беспрозванных
г. Калининград
30 июня 2025 года
N 455