Закон Калининградской области от 04.06.2002 N 152 "О депутатских расследованиях в Калининградской области"
4 июня 2002 года | N 152 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О депутатских расследованиях в Калининградской области
(Принят Калининградской областной Думой третьего созыва
23 мая 2002 года)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели депутатских расследований
1. Депутатские расследования являются одной из форм контроля Законодательного Собрания Калининградской области (далее - Законодательное Собрание) за соблюдением и исполнением уставных законов, законов Калининградской области и проводятся в целях:
укрепления демократического порядка организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Калининградской области;
информирования общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость, а также выработки рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению.
2. Депутатское расследование не подменяет собой предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, рассмотрение дел в судах, а также не имеет преюдициальности, то есть не является обязанностью для судов принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные при проведении депутатского расследования.
Статья 2. Правовая основа проведения депутатских расследований
Депутатские расследования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, Законом Калининградской области "О Законодательном Собрании Калининградской области", Законом Калининградской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Калининградской области", настоящим Законом, Регламентом Законодательного Собрания Калининградской области.
Статья 3. Субъекты депутатских расследований
Депутатские расследования проводятся комиссиями, образуемыми для проведения конкретного расследования из состава депутатов Законодательного Собрания в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.
Статья 4. Основания для проведения депутатских расследований
Депутатские расследования проводятся при наличии сведений о несоблюдении или неисполнении уставных законов, законов Калининградской области, в том числе о нарушениях бюджетного законодательства, установленного порядка распоряжения собственностью Калининградской области.
Депутатские расследования могут проводиться также в случаях:
- выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших человеческие жертвы и (или) нанесших значительный материальный ущерб;
- выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость.
Статья 5. Инициатива депутатского расследования
1. Право внесения инициативы депутатского расследования принадлежит депутатам Законодательного Собрания.
2. Для внесения инициативы депутатского расследования на имя Председателя Законодательного Собрания либо замещающего его лица направляется письменное обращение, подписанное депутатами Законодательного Собрания, численностью не менее пяти человек или выписка из протокола заседания постоянного комитета Законодательного Собрания, на котором принято решение о проведении депутатского расследования.
3. Обращение с инициативой депутатского расследования должно содержать:
краткое описание фактов или событий, подлежащих расследованию;
указание на источник, огласивший факты, подлежащие расследованию, кроме случаев очевидных событий;
обоснование общественной значимости фактов и событий, подлежащих расследованию.
4. Председатель Законодательного Собрания либо замещающее его лицо обязан на текущем или ближайшем заседании Законодательного Собрания поставить на голосование вопрос о необходимости проведения депутатского расследования. О проведении депутатского расследования Законодательное Собрание принимает постановление в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Информация о принятом Законодательным Собранием постановлении о проведении депутатского расследования, а также о мотивах его принятия незамедлительно направляется Губернатору Калининградской области.
Глава II. КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
Статья 6. Формирование комиссии
1. После принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание не позднее чем на ближайшем заседании Законодательного Собрания обязано сформировать комиссию по проведению депутатского расследования (далее - комиссия). В случае, если в указанный период комиссия не будет сформирована, соответствующая инициатива депутатского расследования считается погашенной и по указанным в ней фактам или событиям расследование Законодательным Собранием не проводится.
2. Комиссия формируется из депутатов Законодательного Собрания. Численность комиссии не может быть менее пяти и более одиннадцати человек.
3. Персональный состав комиссии определяется Законодательным Собранием.
4. Законодательное Собрание при формировании комиссии избирает председателя, заместителя (заместителей) председателя и секретаря комиссии.
Статья 7. Аппарат комиссии
1. Председатель Законодательного Собрания определяет число и персональный состав сотрудников аппарата Законодательного Собрания, из которых формируется аппарат комиссии, осуществляющий вспомогательные и технические функции до окончания срока депутатского расследования.
2. Комиссия имеет право привлекать в установленном порядке к ее работе в качестве сотрудников аппарата комиссии лиц, не работающих в аппарате Законодательного Собрания, на договорной основе.
Статья 8. Сроки депутатских расследований
1. Моментом начала работы комиссии является принятие постановления Законодательного Собрания об образовании такой комиссии.
2. Моментом окончания работы комиссии является представление ею доклада о депутатском расследовании Законодательному Собранию.
3. Срок депутатского расследования не должен превышать трех месяцев. В отдельных случаях, по решению Законодательного Собрания, он может быть продлен не более чем на три месяца на основании мотивированного представления председателя комиссии по расследованию. Для комиссии этот срок не может превышать срока окончания полномочий депутатов Законодательного Собрания данного созыва.
Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
Статья 9. Функции комиссии
Комиссия в ходе депутатского расследования:
устанавливает достоверность фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;
устанавливает причины и обстоятельства фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;
обращается в соответствующие государственные органы с предложением привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также с предложениями об устранении условий, способствовавших нарушению законодательства области, наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость, а также о мерах по ликвидации последствий этих фактов и событий.
Статья 10. Полномочия комиссии
1. Депутаты Законодательного Собрания, входящие в состав комиссии по проведению депутатского расследования, вправе в целях расследования и в процессе работы комиссии, осуществляемой в формах, определенных статьей 13 настоящего Закона, использовать все права и полномочия, предусмотренные Законом Калининградской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Калининградской области" (право на депутатский запрос, депутатское обращение, безотлагательный прием должностными лицами, получение информации и иные).
Права и полномочия, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов государственной власти, других государственных органов Российской Федерации, государственных предприятий, учреждений, организаций Российской Федерации и их должностных лиц реализуются депутатами Законодательного Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Комиссия самостоятельна в своей работе и до окончания депутатского расследования никому не подотчетна.
Статья 11. Ограничения деятельности комиссии
Комиссия не вправе:
проводить расследование в отношении лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по делу о преступлении, признаки которого совпадают с предметом депутатского расследования;
вмешиваться в деятельность органов прокуратуры, внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным, административным и гражданским делам;
требовать свидетельствования против себя, своего супруга и близких родственников, а также требовать от священнослужителя нарушения тайны исповеди;
использовать методы, разрешенные законом только субъектам оперативно-розыскной деятельности.
Статья 12. Результаты депутатского расследования
1. Комиссия после завершения депутатского расследования либо по истечении установленного срока расследования на своем заседании утверждает доклад о результатах депутатского расследования. Доклад считается утвержденным, если за него проголосовало не менее двух третей от присутствующих членов комиссии. Утвержденный доклад незамедлительно направляется Председателю Законодательного Собрания.
2. В случае, если доклад на заседании комиссии не будет утвержден, председатель комиссии либо лицо, его замещающее, направляет Председателю Законодательного Собрания справку с изложением причин, по которым доклад не был утвержден. Данная справка оглашается на ближайшем заседании Законодательного Собрания.
3. В утвержденном докладе о результатах депутатского расследования в зависимости от характера расследования указываются выявленные комиссией:
степень достоверности фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования;
причины и обстоятельства фактов и событий, послуживших основанием для данного депутатского расследования.
4. В случае, если комиссия выявила или установила достоверность фактов принятия решений, совершения действий или бездействия должностными лицами, не совместимых с их статусом, в докладе комиссии указываются предложения, адресованные соответствующим государственным органам:
о привлечении виновных к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности, в том числе о взыскании с должностного лица стоимости ущерба, нанесенного его решениями, действиями или бездействием;
о возбуждении уголовного дела, если в действиях или бездействии виновного содержатся признаки преступления;
об устранении условий, способствовавших наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость, а также о мерах по ликвидации последствий этих событий.
5. Комиссия вправе также включить в доклад предложения:
о мерах по недопущению в будущем аварий, катастроф, конфликтов и других событий, которые можно предотвратить;
о мерах по совершенствованию государственной службы, организации и механизме функционирования государственной власти в целом.
6. Доклад о результатах депутатского расследования должен быть включен в повестку дня ближайшего заседания Законодательного Собрания. На основе доклада Законодательное Собрание принимает постановление, подлежащее обязательному опубликованию, а также направляет это постановление в те государственные органы, организации, от которых зависит реализация предложений, содержащихся в докладе.
Глава IV. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
Статья 13. Формы работы комиссий
Комиссии для реализации поставленных перед ними целей используют следующие формы работы:
заседания;
слушания;
сбор сведений в местах событий;
направление запросов в государственные, муниципальные и негосударственные органы и организации.
Статья 14. Обязанности и ответственность членов комиссии
1. Член комиссии, в том числе ее председатель, заместитель председателя, обязан:
участвовать во всех формах ее работы;
исполнять поручения ее председателя (временно исполняющего обязанности председателя) или комиссии в целом;
исключительно комиссии на ее ближайшем заседании предоставлять полученные им при выполнении индивидуального поручения материалы, необходимые для расследования.
2. В случае неисполнения членом комиссии своих обязанностей, в том числе двукратной неявки на ее заседания и слушания, независимо от причин, Законодательное Собрание на основе информации комиссии принимает решение об отзыве данного члена комиссии и его замене.
3. В период депутатского расследования ни один член комиссии, а также работник аппарата комиссии не вправе давать интервью средствам массовой информации, участвовать в брифингах и пресс-конференциях, а также в иной публичной форме сообщать о ходе депутатского расследования или оглашать свое мнение, касающееся данного расследования. Нарушение этого запрета влечет за собой исключение из состава комиссии.
Статья 15. Заседания комиссии
1. На заседаниях принимаются все решения комиссии, в том числе утверждается план ее работы, распределяются обязанности между членами комиссии, заслушиваются результаты выполнения поручений членами комиссии.
2. Заседание созывается председателем комиссии, а в его отсутствие - одним из заместителей председателя комиссии, временно исполняющим обязанности председателя.
3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего состава комиссии. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
4. Заседания комиссии являются закрытыми, если не принято иное решение комиссии. На них присутствуют, кроме членов комиссии, только лица, специально приглашенные на данное заседание. Список приглашенных на каждое последующее заседание, в том числе сотрудников аппарата комиссии, оформляется решением комиссии.
5. Заседание комиссии не позднее чем за два дня до его проведения может быть объявлено открытым, если решение об этом принято не менее чем двумя третями голосов присутствующих членов комиссии.
6. Желающие присутствовать на открытом заседании комиссии не позднее чем за день до заседания подают заявки председателю комиссии.
7. На закрытом и открытом заседании комиссии ведутся протокол и стенограмма.
Статья 16. Сбор сведений
1 - 2. Утратили силу с 1 января 2023 года. - Закон Калининградской области от 26.12.2022 N 180.
3. Комиссия в целях обеспечения полноты расследования причин и обстоятельств событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, вправе собирать сведения непосредственно в местах, где произошло либо есть предположение, что произошло расследуемое событие. В этих целях комиссия принимает решение о необходимости сбора сведений непосредственно в месте события и направляет члена (членов) комиссии для сбора таких сведений (далее собирающий сведения) на место события, а также в соответствующие государственные органы Калининградской области и муниципальные органы, областные государственные и муниципальные организации, а также, с соблюдением требований и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, - иные организации.
4. Объем сбора сведений, проводимого комиссией, должен соответствовать целям соответствующего депутатского расследования. Для обеспечения этого принципа собирающий сведения не вправе истребовать документы, содержание которых не относится к целям депутатского расследования, а также задавать вопросы, явно выходящие за пределы депутатского расследования. В спорных случаях собирающий сведения должен обратиться в комиссию с обоснованием необходимости информации, в получении которой ему было отказано. При согласии комиссии с доводами собирающего сведения такая информация должна быть ему предоставлена.
Статья 17. Направление запросов
1. Комиссия в целях обеспечения полноты расследования вправе направлять запросы руководителям государственных, муниципальных органов и организаций, общественных и религиозных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций или предприятий независимо от формы собственности.
2. Запрос комиссии должен содержать:
указание целей расследования;
перечень сведений, необходимых для расследования;
срок, в течение которого должна быть предоставлена требуемая информация;
способ предоставления информации;
указание об ответственности за отказ от предоставления требуемой информации или за предоставление заведомо ложной информации.
3. Руководитель государственного органа Калининградской области, муниципального органа, областной государственной или муниципальной организации обязан предоставить в срок требуемую информацию.
Руководитель иной организации, расположенной на территорий Калининградской области, предоставляет информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация предоставляется при соблюдении режима защиты информации с ограниченным доступом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Закон Калининградской области от 26.12.2022 N 180.
Статья 18. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности комиссий
1. Расходы на деятельность комиссий по депутатским расследованиям предусматриваются в смете расходов Законодательного Собрания и финансируются из областного бюджета в составе средств, выделяемых на обеспечение деятельности законодательного органа Калининградской области.
2. Председатель Законодательного Собрания в установленном порядке принимает меры по обеспечению работы комиссии.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации (губернатор)
Калининградской области
В.Г. Егоров
4 июня 2002 г.
N 152
г. Калининград