Правовые акты Калининградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Правительства Калининградской области от 12.02.2024 N 56-п "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация"

Постановление Правительства Калининградской области от 12.02.2024 N 56-п "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 12 февраля 2024 г. N 56-п

Калининград

 

О внесении изменения

в постановление Правительства Калининградской области

от 20 января 2022 года N 3

«Об утверждении государственной программы

Калининградской области «Цифровая трансформация»

 

 

В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 «Об утверждении государственной программы Калининградской области «Цифровая трансформация» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Калининградской области от 14 июня 2022 года N 317, от 20 октября 2022 года N 557 и от 27 марта 2023 года N 139).

2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2024 года.

 

 

 

Губернатор

Калининградской области                        А.А. Алиханов

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Калининградской области

от 12 февраля 2024 г. N 56-п

 

ИЗМЕНЕНИЕ,

которое вносится в постановление Правительства Калининградской

области от 20 января 2022 года N 3 «Об утверждении государственной

программы Калининградской области «Цифровая трансформация»

 

Государственную программу Калининградской области «Цифровая трансформация», утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

 

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Калининградской области «Цифровая трансформация»

 

РАЗДЕЛ I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Глава 1. Оценка текущего состояния сферы реализации

настоящей государственной программы

 

1. Адаптируясь к новым потребностям общества и геополитической обстановке, Российская Федерация вступает в эпоху формирования постиндустриального общества, базовой основой которого является цифровая экономика. Для преобразования существующего экономического уклада в цифровую экономику в Российской Федерации определены стратегические цели национального развития, одной из которых является цифровая трансформация как процесс перехода к цифровой экономике. Кроме того, в новых условиях такая трансформация основана на отечественных разработках, которые ведут страну к становлению технологического суверенитета.

2. Результаты реализации мероприятий настоящей государственной программы, действующей на территории Калининградской области с 2019 года, являются фундаментальной основой для реализации мероприятий цифровой трансформации на территории Калининградской области. По федеральным оценкам уровня «цифровой зрелости» Калининградская область значительно улучшила свои позиции и по итогам третьего квартала 2023 года занимает 35-е место по Российской Федерации.

3. В настоящее время Калининградская область имеет высокий уровень развития базовой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования всех региональных информационных ресурсов:

1) создана единая информационно-телекоммуникационная сеть Правительства Калининградской области, функционирующая с использованием собственных волоконно-оптических линий связи протяженностью более 39 км, которая объединяет органы власти и государственные учреждения и является основой для организации безопасного информационного обмена в социально значимых государственных информационных системах (в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, обеспечения безопасности жизнедеятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде);

2) завершена работа по созданию и развитию геораспределенного вычислительного аппаратно-программного комплекса (метрокластер), позволяющего обеспечить бесперебойное функционирование свыше 10 государственных информационных систем Калининградской области, в том числе таких как «Информационная система занятости населения Калининградской области», «Образование» и других социально значимых систем.

4. В целом по статистическим показателям развития информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в Российской Федерации Калининградская область занимает средние позиции.

5. По показателю «Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» на 100 человек населения» Калининградская область соответствует среднероссийскому уровню (24,3 абонента). В среднем по Российской Федерации абонентами фиксированного широкополосного доступа (далее – ШПД) в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет») являются 23,7 человека из 100.

Число абонентов мобильного ШПД в сеть «Интернет» в Калининградской области составляет 113 абонентов на 100 человек населения. В среднем по Российской Федерации – 107 абонентов на 100 человек.

Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи составляет 198,4 абонентского устройства на 100 человек населения. В целом ШПД в сеть «Интернет» имеют около 89 % населения Калининградской области.

Для сферы услуг связи на территории Калининградской области свойственны общероссийские тенденции, характеризующиеся активным внедрением новых технологий приема и передачи информации (цифровых технологий). При этом существует ряд специфических вопросов, вызванных эксклавным положением Калининградской области.

В целях повышения доступности ШПД в сеть «Интернет» для населения Калининградской области и, соответственно, достижения показателя национальной цели «цифровая трансформация», направленного на рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД в сеть «Интернет» до 97 % к 2030 году, в Калининградской области реализуется проект «Устранение цифрового неравенства» (далее – УЦН). В 2021 году стандарт связи 4G (LTE), который в рамках проекта должен быть доступен по всей Российской Федерации в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек, стал частью универсальных услуг связи.

В 2022 – 2023 годах базовые станции мобильной связи установлены в 16 поселках с общей численностью населения 4 тыс. человек. В 2024 году по программе УЦН планируется установить базовые станции сотовой связи в 17 населенных пунктах.

6. Доступ населения к сети «Интернет» играет важнейшую роль в возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Для этих целей в Калининградской области активно развиваются возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ) и, как следствие, наблюдается рост количества обращений за оказанием массовых социально значимых услуг в электронном виде. Наиболее востребованными являются социальные услуги, такие как запись ребенка в первый класс и в детский сад, предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В целом около 80 % всех граждан, обращающихся за услугами, получают их именно в электронном виде. При этом на сегодняшний день в Калининградской области на ЕПГУ зарегистрированы более 700 тысяч подтвержденных учетных записей или 72 % населения Калининградской области (среднее значение по Российской Федерации – 73,6 %). В среднем 60 % их владельцев пользуются порталом хотя бы раз в год. Ежегодно наблюдается прирост подтвержденных учетных записей. Такая положительная динамика объясняется в том числе внедрением новых услуг и сервисов.

7. В настоящее время достигнуты определенные результаты в процессе внедрения ИКТ в деятельность органов исполнительной власти Калининградской области и местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (далее – органы местного самоуправления).

8. В области здравоохранения более 75 % записей на прием к врачу в медицинские учреждения Калининградской области, в том числе на вакцинацию, осуществляются дистанционно. Для 40 % граждан сформированы интегрированные электронные медицинские карты, доступные в том числе на ЕПГУ.

9. В последние годы Калининградская область демонстрирует высокую динамику цифровизации сферы образования, в том числе по причине модернизации уже действующих региональных решений. С 2016 года функционирует Единая информационная система, охватывающая все уровни получения образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное). В Калининградской области обеспечен высокий уровень развития ИT-инфраструктуры в сфере школьного образования. Так, во всех образовательных организациях проведен высокоскоростной интернет, выполнено подключение к единой сети передачи данных, выполнена модернизация локальных вычислительных сетей, все сайты школ переведены на платформу Госвеб.

10. Реализуется активная просветительская работа среди учащихся по вопросам цифровизации и профессиональной ориентации на специальности, связанные с информационными технологиями. Дети активно участвуют в федеральных и региональных образовательных и просветительских проектах: «Урок цифры» (по итогам 2022 – 2023 учебного года Калининградская область занимает 19-е место в Российской Федерации по активности слушателей), «Код будущего» (по итогам 2022 – 2023 учебного года – 1852 участника, 36 площадок обучения, Калининградская область входит в десятку самых активных – седьмое место). С 2023 года Калининградская область реализует на своей территории Всероссийский конкурс «Моя профессия – ИТ».

В связи с высокой потребностью в специалистах в сфере ИКТ на постоянной основе ведется работа по повышению интереса к изучению ИКТ: каждый второй девятиклассник Калининградской области выбирает экзамен по информатике. В результате проводимых мер по итогам 2022 – 2023 учебного года на 50 % увеличился прием в организации среднего профессионального образования на специальности в сфере ИКТ. В Калининградской области совместно с ведущими вузами реализуется программа по популяризации специальностей в сфере информационных технологий (далее – ИТ-сфера), утвержденная 31 марта 2023 года заместителем Председателя Правительства Калининградской области – министром цифровых технологий и связи Калининградской области.

11. В целом общее число организаций в Калининградской области, осуществляющих деятельность в сфере информации и связи, на 01 октября 2023 года составило 939 единиц (2,8 % всех организаций в Калининградской области). В качестве индивидуальных предпринимателей свою деятельность в этой сфере осуществляют 1544 человека.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 сентября 2022 года N 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», утверждающее порядок государственной аккредитации компаний в сфере информационных технологий (далее – ИТ-компании). Государственная аккредитация позволяет ИТ-компаниям претендовать на получение мер государственной поддержки, в том числе предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 2022 года N 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». В Калининградской области 150 крупнейших ИТ-компаний имеют и подтверждают государственную аккредитацию.

12. В Калининградской области формируется основа для развития цифровой экономики в виде исследовательских компетенций и научных школ. На базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» функционирует образовательно-научный кластер «Институт высоких технологий», выпускники которого активно занимаются развитием ИТ-сферы, инженерии и промышленности. В кластере работают 3 высших школы: компьютерных наук и искусственного интеллекта, нанотехнологий и инженерии, киберфизических систем.

13. Учитывая опережающую динамику развития отрасли информатизации и связи в сравнении с другими отраслями экономики Калининградской области, отрасль может выступать значительным резервом роста внутреннего регионального продукта Калининградской области. Инвестирование в отрасль информатизации и связи дает выраженный мультипликативный эффект для всей экономики Калининградской области.

14. Цели настоящей государственной программы соответствуют целям и задачам основных федеральных документов в области реализации настоящей государственной программы. Настоящая государственная программа нацелена на решение региональных проблем, сдерживающих цифровое развитие в Калининградской области, многие из которых свойственны большинству субъектов Российской Федерации, а именно:

1) инертность общества: недостаточный уровень цифровой грамотности населения и низкий уровень доверия к цифровой среде и цифровым услугам;

2) недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой сотовой связи и мобильной передачи данных в малонаселенных и отдаленных поселениях (цифровое неравенство);

3) недостаточный уровень использования государственных и муниципальных услуг в электронной форме гражданами и организациями;

4) зависимость ИТ-отрасли от импорта элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры (компьютеры, комплектующие, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение);

5) отток квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и связи;

6) отсутствие соответствующих современным требованиям образовательных программ, стандартов подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда в условиях цифровой экономики;

7) нехватка финансовых ресурсов для реализации проектов внедрения новых цифровых решений, недостаток адаптированных решений по внедрению проектов цифровизации с учетом региональной специфики.

15. Проблемы, препятствующие цифровой трансформации в Калининградской области, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне Правительства Калининградской области и органов исполнительной власти Калининградской области. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области с федеральными органами исполнительной власти.

 

Глава 2. Описание приоритетов и целей государственной

политики Калининградской области в сфере реализации

настоящей государственной программы

 

16. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583 (далее – Стратегия социально-экономического развития Калининградской области), одной из целей государственной политики Калининградской области в сфере ИКТ является осуществление цифровой трансформации государственного управления, а также приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, направленной на устойчивый рост экономики Калининградской области, повышение уровня здравоохранения, образования, производительности труда и регионального валового продукта.

17. Государственная политика Калининградской области по созданию условий для масштабного применения цифровых технологий в социально-экономической деятельности Калининградской области должна реализовываться с учетом положений основных стратегических документов федерального и регионального уровней и направлена на реализацию следующих приоритетов:

1) формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Калининградской области, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;

2) обеспечение безопасности обработки и хранения данных государственных информационных и телекоммуникационных систем в Калининградской области;

3) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти Калининградской области на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг;

4) создание в Калининградской области условий для развития процессов информатизации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Калининградской области, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;

5) обеспечение подготовки в Калининградской области высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;

6) поддержка ИТ-компаний на территории Калининградской области.

18. Поддержка развития ИТ-сферы требует дополнительных мер, направленных на создание благоприятных налоговых режимов и правового регулирования ведения предпринимательской деятельности.

На территории Калининградской области функционирует Особая экономическая зона (далее – ОЭЗ), в пределах границ которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Резидентами ОЭЗ могут стать ИТ-компании, соответствующие установленным вышеуказанным Федеральным законом требованиям, в том числе по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, и реализующие в Калининградской области инвестиционный проект в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг в области информационных технологий, научных исследований и разработок. Резиденты ОЭЗ получают налоговые преференции и применяют пониженный тариф страховых взносов.

19. В рамках решения стратегической задачи по развитию сетей связи необходимо обеспечить формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций на территории Калининградской области для обеспечения потребностей государства, бизнеса и граждан.

20. Основным ограничением, влияющим на развитие и доступность современных информационно-коммуникационных услуг, является единственный канал независимой магистральной телекоммуникационной инфраструктуры между Калининградской областью и основной территорией Российской Федерации (подводная волоконно-оптическая линия связи Калининград – Кингисепп).

21. С учетом приоритетов экономической политики, определенных в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, целями настоящей государственной программы являются:

1) цифровизация сферы государственного управления и оказания государственных услуг;

2) рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД к сети «Интернет»;

3) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;

4) цифровизация процессов обеспечения снижения уличной преступности и повышения безопасности дорожного движения.

 

Глава 3. Сведения о взаимосвязи приоритетов и целей государственной

политики Калининградской области со стратегическими приоритетами,

национальными целями и целями Стратегии социально-экономического

развития Калининградской области, показателями государственных

программ Российской Федерации

 

22. Настоящая государственная программа разработана во исполнение указов Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», от 07 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года». Данные федеральные акты предъявляют новые требования к дальнейшему развитию отрасли информационных технологий и связи, выраженные в новых задачах, целях и целевых показателях.

23. Для достижения национальной цели «цифровая трансформация» в структуру настоящей государственной программы включены следующие направления деятельности:

1) создание и развитие информационного общества;

2) достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления;

3) реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности населения посредством информационных технологий.

24. В рамках достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления на территории Калининградской области реализуются следующие мероприятия:

1) создание и внедрение информационных систем для повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и повышения эффективности межведомственного взаимодействия;

2) переход на электронный документооборот для работы всех государственных организаций Калининградской области в одном цифровом контуре в интеграции с Системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО);

3) создание, развитие и обеспечение функционирования устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения данных Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области и подведомственных им учреждений на основе отечественных разработок;

4) приобретение преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами Калининградской области, органами местного самоуправления и областными государственными организациями;

5) реализация проектов Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Калининградской области и программы цифровой трансформации Калининградской области, утвержденной Губернатором Калининградской области 18 января 2023 года.

25. Кроме того, уровень «цифровой зрелости» Калининградской области рассматривается в разрезе государственного управления, здравоохранения, образования, городской среды и транспорта. В целях цифровизации указанных отраслей настоящей государственной программой предусмотрено внедрение соответствующих информационных систем, а также проведение иных мероприятий.

26. В рамках развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Калининградской области планируются следующие мероприятия:

1) обеспечение ШПД к сети «Интернет» отдельных населенных пунктов Калининградской области за счет использования волоконно-оптических линий связи, что непосредственно влияет на достижение показателя национальной цели по росту числа домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД в сеть «Интернет» до 97 % к 2030 году;

2) подключение новых участников информационного обмена за счет создания дополнительных узлов связи единой информационно-телекоммуникационной сети Правительства Калининградской области.

27. В целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий реализуется внедрение цифровых административных регламентов для оказания региональных услуг, предоставляемых в Калининградской области в электронном виде посредством ведомственных информационных систем.

28. Сведения, рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, и дополнительные сведения приведены в приложении к настоящей государственной программе.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к государственной программе

Калининградской области

«Цифровая трансформация»

 

СВЕДЕНИЯ,

рекомендованные федеральными органами исполнительной власти,

и дополнительные сведения

 

Государственная программа Калининградской области «Цифровая трансформация», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3, в рамках регионального проекта (не входящего в состав национального проекта) «Цифровизация государственных услуг и функций» предусматривает мероприятие по реализации проектов по оказанию региональных услуг в электронном виде посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в соответствии с федеральным проектом «Развитие цифровых и информационных проектов на территории субъектов Российской Федерации». Значение результата предоставления субсидий из федерального бюджета приведено в таблице.


 

Значение результата

использования субсидий и (или)

иных межбюджетных трансфертов,

предоставляемых из федерального

бюджета областному бюджету

на поддержку региональных проектов

в сфере информационных технологий

 

N п/п

Наименование субсидии и (или) иного межбюджетного трансферта

Наименование результатов использования субсидий

и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Значение результата использования субсидии, год

 

2022

2023

2024

 

1

Обеспечение оказания региональных услуг в электронном виде в субъектах

Российской Федерации посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов

В субъектах Российской Федерации реализованы проекты по оказанию региональных услуг в электронном виде посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

 

 

 

 

Постановление Правительства Калининградской области "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация" от 12.02.2024 N 56-п