Правовые акты Калининградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Правительства Калининградской области от 30.11.2023 N 523-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области"

 

Постановление Правительства Калининградской области от 30.11.2023 N 523-п "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 30 ноября 2023 г. N 523-п

Калининград

 

Об утверждении основных направлений

государственной долговой политики Калининградской области

на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

и признании утратившим силу отдельного решения

Правительства Калининградской области

 

 

В соответствии со статьей 1071 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 2 Закона Калининградской области от 10 октября 2007 года N 173 «О бюджетном процессе» Правительство Калининградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Калининградской области от 27 октября 2022 года N 564 «Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области».

3. Постановление вступает в силу с 01 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.

 

 

 

Губернатор

Калининградской области                        А.А. Алиханов

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Калининградской области

от 30 ноября 2023 г. N 523-п

 

О С Н О В Н Ы Е Н А П Р А В Л Е Н И Я

государственной долговой политики

Калининградской области на 2024 год

и плановый период 2025 и 2026 годов

 

Глава 1. Итоги реализации государственной долговой политики

Калининградской области

 

1. В рамках государственной долговой политики Калининградской области (далее – государственная долговая политика) в 2022 году, несмотря на волатильность и ограничения на финансовых рынках, были обеспечены привлечение заимствований в целях исполнения бюджетных обязательств, выполнение условий, предусмотренных соглашениями о предоставлении и реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, а также минимизация стоимости обслуживания государственного долга Калининградской области, снижение долговой нагрузки на областной бюджет.

2. В соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации Калининградской области в период с 2022 по 2025 год предоставляются бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 4197137 тыс. рублей, с процентной ставкой 3 % годовых и периодом погашения 15 лет. В 2022 году областному бюджету предоставлен первый транш бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1490557 тыс. рублей.

Также в рамках федеральных мер поддержки по снижению долговой нагрузки в 2022 году Калининградской области предоставлен бюджетный кредит из федерального бюджета в размере 4794972 тыс. рублей на погашение долговых обязательств по рыночным заимствованиям Калининградской области и муниципальных образований Калининградской области (далее соответственно – муниципальные образования, бюджетный кредит на погашение рыночных заимствований). Процентная ставка по бюджетному кредиту на погашение рыночных заимствований составляет 0,1 % годовых, погашение будет осуществляться в период с 2025 по 2028 год равными долями. За счет предоставленного бюджетного кредита на погашение рыночных заимствований замещены банковские кредиты, привлеченные Калининградской областью в объеме 3800000 тыс. рублей, погашены долговые обязательства по рыночным заимствованиям 10 муниципальных образований в общем объеме 824292 тыс. рублей.

Срок погашения задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета и реструктурированным в 2017 и 2021 годах (далее – реструктурированная задолженность), перенесен с 2022 года на 2029 год.

С целью минимизации государственного долга Калининградской области (далее – государственный долг) контролировалось выполнение условий реструктуризации, которые впоследствии позволят снизить объем государственного долга за счет списания части реструктурированной задолженности. В 2022 году по условиям реструктуризации 750507 тыс. рублей направлено на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов и на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных федеральных проектов.

Объем государственного долга по итогам 2022 года увеличился на 4843526 тыс. рублей и составил 27166544 тыс. рублей, в том числе объем государственного внутреннего долга Калининградской области – 27040653 тыс. рублей, объем государственного внешнего долга Калининградской области – 1664 тыс. евро, что эквивалентно 125891 тыс. рублей по курсу Центрального банка Российской Федерации. Увеличение государственного долга связано с привлечением в январе и июне бюджетных кредитов. Государственный долг по коммерческим заимствованиям снизился на 755976 тыс. рублей.

При этом государственный долг по отношению к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2022 года в процентном отношении снизился на 0,8 процентных пункта и составил 41,2 %, а уровень коммерческих заимствований – на 3,8 процентных пункта и составил 9,9 %, при целевых показателях, установленных в рамках заключенных дополнительных соглашений с Министерством финансов Российской Федерации – 56 % и 30 % соответственно.

В структуре долговых обязательств Калининградской области на начало 2023 года доля бюджетных кредитов возросла до 70,5 %, в том числе: реструктурированные бюджетные кредиты – 47,3 %, бюджетный кредит на погашение рыночных заимствований – 17,7 %, бюджетный кредит на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов – 5,5 %. Доля коммерческих заимствований составляет 23,9 %, в том числе по банковским кредитам – 11 %, государственным ценным бумагам – 12,9 %. Обязательства по государственным гарантиям составляют 5,6 %.

Расходы на обслуживание государственного долга составили 306964 тыс. рублей, или 0,3 % от общего объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в том числе на коммерческие заимствования – 271998 тыс. рублей, из них: расходы на обслуживание ценных бумаг – 256575 тыс. рублей, расходы на обслуживание банковских кредитов – 15423 тыс. рублей.

В результате реализации государственной долговой политики Калининградская область по итогам 2022 года имеет умеренно низкую долговую нагрузку. Сформирован оптимальный долговой портфель. Это позволяет эффективно управлять государственным долгом и погашать коммерческие кредиты в начале года за счет сформированных резервов в форме остатков средств на едином счете бюджета, что наряду с преобладанием в структуре государственного долга бюджетных кредитов и доступом к краткосрочным бюджетным кредитам на пополнение остатков средств на едином счете бюджета способствует низким расходам на его обслуживание.

По итогам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2022 году, Калининградская область относится к группе субъектов с высокой долговой устойчивостью.

В 2022 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» рейтинг кредитоспособности Калининградской области повышен на 2 ступени, с уровня ruА- до уровня ruА+, и ему присвоен прогноз «стабильный», который означает высокую вероятность сохранения рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Все задачи и целевые показатели государственной долговой политики, установленные на 2022 год, достигнуты.

3. В 2023 году в рамках реализации решения Министерства финансов Российской Федерации заключено соглашение о предоставлении бюджету Калининградской области из федерального бюджета кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1585015 тыс. рублей.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» 04 сентября 2023 года подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+ (стабильный).

4. Заимствования в областной бюджет будут осуществляться в рамках бюджетного плана и с учетом оценки потребности в источниках покрытия дефицита и формирования резервов. В условиях существенного повышения процентных ставок на финансовых рынках выбор инструментов заимствований в областной бюджет будет осуществляться исходя из возможности оперативного управления размещением облигаций и обеспечения привлечения банковских кредитов.

Кроме того, в 2023 году предусмотрено привлечение бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета (далее – специальный казначейский кредит) и бюджетного кредита в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, софинансируемых из федерального бюджета за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее – бюджетный кредит на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств).

 

Глава 2. Основные факторы, определяющие характер

и направления государственной долговой политики

 

5. Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики, являются:

1) обеспечение выполнения обязательств Калининградской области в рамках соглашений о привлечении, реструктуризации бюджетных кредитов и мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Калининградской области;

2) нормы бюджетного законодательства в сфере управления государственным долгом, регулирующие систему оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации;

3) сохранение в среднесрочной перспективе потребности в дополнительных заимствованиях на финансирование дефицита областного бюджета;

4) ограничения и волатильность на финансовых рынках;

5) экономическая ситуация в Российской Федерации, в том числе в Калининградской области;

6) денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком Российской Федерации.

 

Глава 3. Цели и задачи государственной долговой политики

 

6. Целями государственной долговой политики являются:

1) обеспечение сбалансированности областного бюджета;

2) своевременное и полное исполнение долговых обязательств Калининградской области;

3) обеспечение долговой устойчивости областного бюджета;

4) развитие новых механизмов управления государственным долгом.

7. Задачами государственной долговой политики являются:

1) повышение эффективности государственных заимствований Калининградской области;

2) выполнение условий привлечения и реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета;

3) поддержание рейтингов кредитоспособности Калининградской области и создание предпосылок для их повышения;

4) поддержание значений целевых показателей, характеризующих государственный долг, на уровне группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;

5) обеспечение информационной открытости проведения государственной долговой политики и доступности информации о государственном долге;

6) обеспечение прозрачности и эффективности аукционной политики на финансовом рынке;

7) использование сверхплановых доходов с учетом задач оптимизации заимствований и государственного долга.

 

Глава 4. Инструменты реализации государственной долговой политики

 

8. Инструментами реализации государственной долговой политики являются:

1) использование рыночных заимствований в качестве основного источника заемных ресурсов при управлении дефицитом бюджета;

2) привлечение бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специальных казначейских кредитов и бюджетного кредита на опережающее финансовое обеспечение расходных обязательств;

3) оптимизация структуры государственного долга исходя из срочности долговых инструментов в целях равномерного распределения сумм платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, в том числе за счет использования государственных ценных бумаг как источника среднесрочного и долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

4) использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.

 

Глава 5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе

управления государственным долгом

 

9. Реализация государственной долговой политики будет осуществляться с учетом оценки и контроля следующих рисков, связанных с государственным долгом:

1) досрочное погашение бюджетных кредитов в результате невыполнения условий реструктуризации;

2) снижение кредитного рейтинга Калининградской области в связи с изменениями показателей ликвидности и кредитоспособности областного бюджета в случае ухудшения экономической ситуации;

3) снижение ликвидности в банковском секторе и ограничение возможности привлечения заемных средств в областной бюджет;

4) увеличение стоимости обслуживания долговых обязательств Калининградской области и доли соответствующих расходов в общем объеме расходов областного бюджета;

5) снижение доходов областного бюджета и невыполнение целевых показателей по уровню государственного долга и объему коммерческих заимствований;

6) принятие дополнительных расходных обязательств Калининградской области;

7) несвоевременное исполнение принципалами обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Калининградской области.

10. Для оценки рисков состояния государственного долга будут использоваться следующие целевые показатели:

1) соотношение государственного долга и доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и предоставленных бюджетных кредитов из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:

- на 01 января 2025 года – на уровне не более 52 %;

- на 01 января 2026 года – на уровне не более 57 %;

- на 01 января 2027 года – на уровне не более 54 %;

2) соотношение объема долговых обязательств Калининградской области по коммерческим заимствованиям и доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений и предоставленных бюджетных кредитов из федерального бюджета областному бюджету на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов:

- на 01 января 2025 года – на уровне не более 31 %;

- на 01 января 2026 года – на уровне не более 37 %;

- на 01 января 2027 года – на уровне не более 36 %;

3) соотношение объема расходов на обслуживание государственного долга на уровне, не превышающем 5 % от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета;

4) годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств, не превышающая 20 % налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из федерального бюджета;

5) дефицит областного бюджета, не превышающий 10 % доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

11. В случаях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, значения целевых показателей, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 5 пункта 10 настоящих основных направлений, могут быть превышены.

 

 

 

 

Постановление Правительства Калининградской области "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калининградской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и признании утратившим силу отдельного решения Правительства Калининградской области" от 30.11.2023 N 523-п